Информация СФР
Контакты СФР
Личный прием граждан, проживающих за границей (их доверенных лиц), и прием документов от них осуществляется Департаментом социального обеспечения при переселении и интеграции по адресу:
г. Москва, ул. Анохина, д.20, корп. А (ст. метро «Юго-Западная»).
Часы приема: понедельник-четверг с 9.30 до 17.00,пятница с 9.30 до 16.00.
Письменные обращения по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за рубежом, можно направлять в СФР по адресу:
119991, г. Москва, ул. Шаболовка, д.4, стр.1, ГСП-1, или через онлайн-приемную на сайте СФР social-insurance.sfr.gov.ru/reception_desk/request/.
За консультацией также можно обратиться по многоканальному справочному телефону клиентской службы Департамента: +7-495-987-80-30.
Способы выплаты пенсии
Выплата пенсии производится на территории Российской Федерации в рублях гражданину либо его представителю (законному представителю несовершеннолетнего или недееспособного лица, организации, на которую возложено исполнение обязанностей опекуна или попечителя, доверенному лицу) путем зачисления полномочным органом на счет в кредитной организации, через организацию почтовой связи либо через иную организацию, осуществляющую доставку пенсии. Способ выплаты пенсии выбирается заявителем при заполнении заявления о выезде за пределы России либо заявления о доставке пенсии.
Пенсии, назначенные до 1 января 2015 г., выплачиваются в порядке, определенном на момент возникновения соответствующих правоотношений между пенсионером и органом пенсионного обеспечения (т.е. на счет
в российском либо в иностранном банке). По желанию пенсионера продолжение выплаты пенсии может осуществляться на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном действующим российским законодательством.
При невозможности перевода за рубеж пенсий по причине введения в отношении России ограничительных мер экономического характера СФР направляет в адрес пенсионера соответствующее уведомление с информацией о возможности подачи заявления об осуществлении соответствующих выплат в российских рублях на территории Российской Федерации либо за ее пределами в валюте Российской Федерации согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2023 г. № 493.
Заявление может быть подано пенсионером в СФР в письменной форме или в форме электронного документа через портал СФР с указанием полных реквизитов банковского счета, открытого в российском или иностранном банке, в орган, осуществляющий выплаты. Если заявление не поступит, то выплата пенсии будет приостановлена. После снятия ограничительных мер экономического характера, препятствующих переводу пенсий и иных выплат за границу, их выплата будет восстановлена с доплатой за все прошлое время.
Лица, подавшие заявления о выплате пенсий на территории Российской Федерации в связи с невозможностью их перевода за рубеж, после снятия соответствующих ограничительных мер смогут обратиться с заявлением
о выплате пенсий в прежнем порядке, то есть путем перевода за пределы Российской Федерации.
Приостановка и возобновление выплаты пенсии
При неподтверждении факта нахождения гражданина в живых и в отдельных случаях (для выплаты пенсии по случаю потери кормильца лицам, занятым уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет) факта выполнения (невыполнения) оплачиваемой работы выплата пенсии приостанавливается (прекращается).
В случае если ранее была приостановлена (прекращена) выплата пенсионных начислений, то при последующем подтверждении факта нахождения гражданина в живых и представлении иных необходимых документов (информации) выплата пенсии возобновляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены все необходимые документы, в случае если со дня прекращения выплаты пенсии прошло не более 10 лет. При этом суммы страховой пенсии выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за 3 года, предшествующие месяцу, с которого возобновлена (восстановлена) выплата пенсии.
Порядок получения СНИЛС лицами, проживающими за рубежом
Идентификация граждан в информационных ресурсах Российской Федерации осуществляется на основании страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
Для открытия индивидуального лицевого счета гражданину, его законному представителю (или уполномоченному представителю) необходимо обратиться в любой территориальный орган СФР или МФЦ, заполнив анкету зарегистрированного лица, форму которой можно скачать на сайте СФР sfr.gov.ru в разделе «Гражданам»→ «Трудоспособному населению» → «Персонифицированный учет пенсионных прав граждан» → «Как получить, заменить и восстановить СНИЛС».
К анкете представляется паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К анкете, поданной от имени гражданина его законным представителем, дополнительно представляются документы, удостоверяющие полномочия законного представителя, а также документ, удостоверяющий его личность.
В случае представления интересов гражданина лицом в силу полномочия, основанного на доверенности, к заявлению дополнительно прилагаются доверенность и документ, удостоверяющий личность представителя. В случае если доверенность удостоверена нотариально, документ, удостоверяющий личность гражданина, интересы которого представляются, не требуется.
Граждане, проживающие за пределами Российской Федерации, могут направить указанные документы в СФР по почте, при этом следует иметь в виду, что подпись на заявлении и верность копий документов должны быть засвидетельствованы в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (т.е. за рубежом – российским консульским должностным лицом).
Материнский (семейный) капитал
Получить сертификат на материнский капитал имеют право семьи, в которых родился или которые усыновили после 1 января 2007 г. второго, третьего или последующего ребенка, а также семьи, в которых после
1 января 2020 г. родился (был усыновлен) первый ребенок.
Граждане, проживающие за рубежом, могут подать заявление о выдаче государственного сертификата на материнский капитал и необходимые документы непосредственно в СФР (лично или через доверенное лицо), либо направить их посредством почтовой связи, либо в форме электронного документа через портал Госуслуг (gosuslugi.ru).
Следует иметь в виду, что подлинность подписи на заявлении и верность копий документов, направляемых в СФР по почте, должны быть засвидетельствованы в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.
Консульские учреждения Российской Федерации полномочиями на прием заявлений о выдаче государственного сертификата на материнский капитал не наделены.
С информацией по вопросу получения сертификата на материнский капитал гражданами, проживающими за рубежом, перечнем необходимых документов и правилами их оформления можно ознакомиться на сайте СФР sfr.gov.ru в разделе «Гражданам» → «Пенсионерам» → «Пенсионное обеспечение лиц, проживающих за границей» → «Информация об особенностях оформления заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и необходимых документов для граждан, проживающих за пределами территории Российской Федерации».